Ежедневный мониторинг СМИ на любые темы за 36 тыс. руб. в год!

Ежедневное размещение информации за 36 тыс. руб. в год!

Суд отправил домой обвиняемого в получении взяткиСуд отправил домой обвиняемого в получении взятки
Полиция не стала расследовать избиение коллекторамиПолиция не стала расследовать избиение коллекторами
Регионы: Сейчас на сайте 54 посетителя
База данных содержит 11262257 материалов  …………  Упрощенный поиск по 2517 фигурантам  …………  Сбор информации ведется по 1809 СМИ
    RSS    От неизвестной причины умер римский император Иовиан, восстановивший христианство в Римской империи.    Анонс событий в Пермском крае
Как разместить ссылки на новости вашего сайта в ленте новостей сайта «МедиаОфис»
РЕГИСТРАЦИЯ RSS

Вход в систему
регистрация  |  забыли пароль
Чужой компьютер e-mail пароль



Возможности системы для зарегистрированных пользователей





Рейтинг популярности новостей

  1. Смена оператора системы маркировки меховых изделий не повлияет на работу участников рынка  (УФНС по Пермскому краю - on-line)
  2. Переплата по НДС не влияет на обязанность уплатить проценты с сумм, которые были неправомерно возмещены в заявительном порядке   (УФНС по Пермскому краю - on-line)
  3. В Перми пройдет бесплатный концерт памяти жертв трагедии в Кемерово  (Flud.Perm.Ru)
Посмотреть весь рейтинг

Рейтинг новостных лент

  1. Т7-информ (1806)
  2. NewsKo (961)
  3. Рифей - on-line (779)
  4. Business class - on-line (711)
  5. Flud.Perm.Ru (617)

Тематические отчеты

Фавориты пермской прессы сегодня




Пресс-индекс


Архив

Контакты
E-mail: mediamonitor@mail.ru
ICQ: 643-016-218




Тезис

Бинус

Пермский обозреватель

art59.ru





Кировская правда







Rambler's Top100





Иовиан родился в 330 году в Сингидунуме (совр. Белград) в семье комита доместиков (comes domesticorum) Варрониана (одного из двух начальников императорской гвардии Константина II). Языческие авторы, следуя античной традиции, приводят пророческие сны его отца, сулившие Иовиану власть. Так, автор «Извлечений о жизни и нравах римских императоров» пишет, что тому «было дано во сне указание, чтобы сыну, рождение которого в его семье тогда уже ожидалось, он дал имя Иовиан», так как имя образовано от одного из императорских эпитетов (еще со времен Диоклетиана) — «Иовий», то есть «Юпитер». Аммиан Марцеллин говорит, что «его отец Варрониан из откровения, полученного во сне, знал наперед судьбу сына». Предсказание Иовиану императорского сана Аммиан также видит в том, что Иовиану, по должности сопровождавшему набальзамированный труп недавно умершего Констанция II до Константинополя, «предоставляли образцы хлебного довольствия солдат или, как это называют, пробы, выставляли на смотр лошадей государственной почты, и народ по обычаю встречал его толпами». В этом же видел божественное предзнаменование и оратор Фемистий.
На самом деле в судьбе будущего императора важную роль сыграли заслуги его отца. Иовиан заметных успехов не добился, какими-либо выдающимися достоинствами наделён не был и был известен в армии именно благодаря Варрониану (хотя, например, Феодорит Кирский пишет, что Иовиан «слыл мужем отличным и знаменитым и получил известность по многим причинам», но причины эти не приводит). Он сделал себе карьеру в императорской гвардии, будучи протектором-доместиком (protector domesticus) при Констанции II и Юлиане и дослужившись при последнем до примицерия доместиков (primicerius domesticorum) — начальника гвардии. В христианских источниках получила распространение версия о том, что Иовиан был уволен со службы Юлианом II за приверженность к христианству. Современными исследователями эта легенда признана не имеющей под собой реальных оснований — Иовиан сопровождал императора Юлиана II в его персидском походе против Шапура II в качестве начальника императорских телохранителей.
Внешность и личные качества
Наиболее полное описание внешности и личности Иовиана оставил Аммиан Марцеллин:
«Осанка его при движении отличалась достоинством, лицо было очень приветливым, глаза голубыми, роста он был очень большого, так что долго не могли найти никакой подходящей ему царской одежды. …занимался иногда серьезными делами после полудня и имел привычку весело шутить в обществе близких людей. …образования был невысокого; по характеру был доброжелателен и, насколько можно было судить по немногим случаям сделанных им назначений, осторожен в выборе сановников. В пище он допускал излишества, имел склонность к вину и любовным утехам, — пороки, от которых, быть может, он бы и избавился из уважения к императорскому сану».
В то же время Аммиан называет его «сутуловатым». Высокий рост и статное сложение Иовиана подчеркивают и другие авторы. К этому христианские писатели добавляют апологетические характеристики:
«Он был очень высокого роста и имел великую душу, обыкновенно отличался в войнах и в подвигах еще более важных, ибо смело говаривал против нечестия, не боялся власти тирана и за свою ревность относим был к мученикам нашего Спасителя».
Ситуация в Империи
Предшественник Иовиана Юлиан II проводил активную внутреннюю и внешнюю политику. После прихода к власти он организовал судебные расследования деятельности бывших приближенных Констанция II, некоторые из которых были казнены, а многие отправлены в отставку, что создало императору естественную оппозицию. Главным направлением во внутренней политике Юлиана был отказ от государственной поддержки христианства и возврат к старой римской религии (правда, в несколько реформированном виде). Христиане не подвергались казням, в основном «гонения» заключались в отстранении их от преподавания в школах и ликвидации финансовой поддержки государством христианской церкви. Данная политика тоже, несомненно, способствовала формированию внутренней оппозиции. В области внешней политики Юлиан был намерен завершить долго тянувшуюся войну с персами. Снарядив в начале 363 года армию, он двинулся в Персию (см.: Персидский поход Юлиана II). Поход первоначально проходил успешно, Юлиан нанес персидскому войску поражение и занял несколько крепостей. Однако, не решившись осаждать столицу Сассанидов, Ктесифон, Юлиан обманом был заманен в пустыню, и в битве получил смертельную рану.
Избрание императором
Когда высшие чины армии собрались, чтобы выбрать преемника погибшего Юлиана, Иовиан получил власть (27 июня 363 г.), хотя до того не мог и надеяться на нее. Наиболее подробно об обретении им власти пишет Аммиан. Историк сообщает, что армейские начальники в процессе выборов разделились на две партии:
«Аринфей, Виктор и остальные из придворного штата Констанция искали подходящего человека из своей партии; напротив, Невитта, Дагалайф и знатнейшие галлы искали такого из своих соратников».
В источниках нельзя найти непосредственной информации, в чем же состояли их разногласия. Однако можно проследить несколько основных линий. Во-первых, сказывались, очевидно, религиозные пристрастия различных армейских чинов — в обществе явно существовали два лагеря — языческий и христианский (однако религиозная мотивация не играла, скорее всего, существенной роли при выборах). Во-вторых, внутри элиты существовали некоторые «территориальные кланы» — и паннонцы были далеко не на последнем месте — ведь и Иовиан, и его преемник Валентиниан происходили именно из Паннонии. К тому же Аммиан в одном месте прямо говорит о поддержке Валентиниана его земляками. В-третьих, внутреннюю борьбу можно наблюдать между бывшими придворными Констанция II и приближенными Юлиана. Неизвестно, как именно шла внутренняя борьба по вопросу о выборе императора, известно лишь, что титул предложили префекту претория Саллюстию, язычнику по вероисповеданию и соратнику Юлиана, бывшему при Юлиане фактически вторым человеком в государстве. Тот, однако, отказался, ссылаясь на свой возраст. Так как армия находилась в критической ситуации — в пустыне, отступая перед наседавшими персами, то надо было быстро принимать какое-то решение. Как пишет Аммиан, «…несколько горячих голов, как это часто случается в затруднительных обстоятельствах, выбрали императором Иовиана». Впрочем, вероятно, что затруднение разрешил Дагалайф — возможно, он поддержал кандидатуру Иовиана, покинув сторону Невитты. Отчасти это подтверждается тем, что в дальнейшем Дагалайф занимал высшие государственные должности, о судьбе же Невитты ни один из дошедших до нас источников ничего более не упоминает. Итак, пурпур был предоставлен Иовиану. Он, очевидно, был избран императором как компромиссная фигура, устраивавшая соперничающих между собой военачальников империи, и был не слишком самостоятелен в принимаемых решениях — Аммиан назывет его «тенью императорской власти».
Интересно, что такую трактовку избрания императора приводит лишь Аммиан. Все остальные источники, и языческие, и христианские, сообщают, что Иовиан был избран не какой-то частью, а всей армией, потребовавшей его царем. Исследователи предлагают три основных объяснения этого противоречия. Во-первых, возможна определенная дезинформация со стороны Аммиана Марцеллина. Историк плохо относился к этому императору и, очевидно, не считал его до конца легитимным правителем, пытаясь убедить в этом и своих читателей, приписывая избрание лишь определенной армейской группе. Во-вторых, подобная дезинформация возможна с другой стороны: так, Фемистий произносил свою речь непосредственно перед Иовианом и всем двором, так что вполне мог заменить некоторые не совсем приятные для императора моменты на более выгодные ему. Также и позднейшие христианские писатели, дабы оправдать приход Иовиана к власти, могли писать о его единогласном избрании армией. В-третьих, возможно, что авторы источников просто зафиксировали наделение Иовиана властью армией, и, не вдаваясь в подробности, писали именно об армии, а не о какой-то ее части или высшем армейском начальстве.
Христианская историография не останавливалась на анализе вопроса об избрании нового императора, лишь приветствуя обретение трона христианином. Однако христианские авторы все, как один, приводят следующий эпизод:
«когда, приведенный для получения власти, он увидел императорские знаки отличия, вышел к войску и сказал: „Я не могу вами править, ибо я христианин“. Тогда [ответили] все в один голос: „И мы христиане“. И согласился он принять власть не раньше, чем это услышал».
Легенда эта появилась в конце IV века — Григорий Назианзин еще не упоминает о ней. Впрочем, эта история может иметь под собой и некие реальные основания: вкупе с сообщениями, что пурпуру Иовиан был во многом обязан заслугам своего отца, бывшему в свое время командиром легиона Иовиев, эта информация позволяет предположить, что он был выбран в первую очередь именно этим легионом, вслед за которым Иовиана признали и остальные. Иовии в большинстве своем были, очевидно, христианами — их знаменосцы в правление Юлиана отказались убирать со знамен лабарум и были заменены на других. Эту версию может, по мнению некоторых исследователей, подтверждать факт бегства после избрания Иовиана знаменосца этого легиона к персам. Знаменосец этот находился в плохих отношениях с отцом нового императора и выступал, вероятно, против поддержки Иовиана легионом. Также возможна версия, что основной силой, выступившей за избрание Иовиана, были отряды протекторов-доместиков.
Аммиан, в противоположность христианским авторам, пишет, что, когда новый император стал обходить строй армии,
«то передовые отряды, слыша крики: „Иовиан Август“, повторяли их еще громче. Будучи введены в заблуждение сходством его имени с именем Юлиана, так как все различие заключается в одной лишь букве, они подумали, что это выводят оправившегося Юлиана с криками радости и ликования, как это бывало обыкновенно. Но когда увидели, что подходит этот высокий и сутуловатый человек, то догадались, что случилось, и все разразились скорбными стенаниями и слезами».
Иоанн Лид, единственный, приводит версию, согласно которой Юлиан перед смертью назвал Иовиана своим преемником.
Правление
Внешняя политика
Получив власть, Иовиан продолжил отступление армии, тем более что Шапур II узнал от перебежчика о смерти Юлиана и стал еще сильнее наседать на римлян. Теснимое со всех сторон персами римское войско отступило сначала к Сумере, а затем в Харху, где было окружено противником. Изможденные скудным питанием солдаты стали требовать немедленной переправы через Тигр, несмотря на то, что в это время река сильно разлилась, а противоположный берег был занят неприятелем. Дабы успокоить солдат император приказал галльским и германским солдатам, числом около пятисот, форсировать реку. Эта авантюра оказалась успешной и римский отряд занял противоположный берег. Тем не менее, быстро соорудить переправу и перевести основную часть войска не удалось.
В сложившихся условиях царь Шапур предложил мир на тяжелых для римлян условиях. В обмен на проход римского войска и заключение мира на 30 лет персидский царь должен были получить пять областей за Тигром: Арзакена, Моксоэна, Забдицена, Регимена и Кордуэна с пятнадцатью крепостями, а кроме того города Низибис, Кастра Маврорум (лат. Castra Maurorum) и Сингара. Император также должен был отказаться от союза с армянским царем Аршаком II.
Иовиан был сильно озабочен слухами, что, перед тем как направиться в поход, Юлиан оставил своему родственнику Прокопию пурпурный императорский плащ и завещал захватить власть в случае его, Юлиана, смерти. Опасаясь за свое положение, Иовиан принял все условия Шапура, оговорив лишь, что перед сдачей Низибиса и Сингары жители должны покинуть города. Такое решение вызвало резкое осуждение со стороны современников. Даже христианские писатели, превозносившие Иовиана, признают невыгодность заключенного договора, отмечая, впрочем, его необходимость, а иногда и прямо преподнося как достижение. Языческие же авторы — Аммиан, Зосим, Евтропий прямо порицают императора за него. Тем более, что заключен он был, по мнению Аммиана, не в такой уж безвыходной ситуации; он был нужен Иовиану, так как Август опасался выступления какого-нибудь узурпатора в Галлии или Иллирике. В предупреждение враждебных действий стороны обменялись заложниками. Несмотря на это, персы, по утверждению Аммиана, планировали напасть на отстававших римлян, но были разоблачены в своих намерениях и отказались от них. Во время отступления многие воины погибли от голода, утонули в реке при переправе или, отстав, были захвачены персами. Мир между Империей и персами был заключен на тридцать лет.
Внутренняя политика
По прибытии на римскую территорию Иовиан назначил своего тестя Луциллиана магистром конницы и пехоты и повелел ему отправиться в Медиолан, дабы предупредить возможные попытки государственного переворота. Иовиан разослал гонцов в отдаленные части империи, чтобы те выяснили настроения наместников и, по возможности, предотвратили бы выступления недовольных. Этим гонцам было приказано сообщать в провинциях, что персидский поход окончился благополучно. Эти пропагандистские меры дополнялись соответствующими надписями — как на милевых столбах, так и на монетах (на которых выбивались выражения RESTITVTOR REIPVBLICAE, VICTORIA AVGVSTI и VICTORIA ROMANORVM — «Восстановитель Республики», «Победа Августа» и «Победа Римлян» и тому подобные).
Когда отступающая армия подошла к Нисибису, император не стал входить в город, а приказал разбить лагерь за его стенами, так как ему было стыдно сдавать сдавать неприступный город неприятелю во время собственного пребывания там. Жители Нисибиса просили императора дать им возможность самим, без помощи армии, оборонять свой город, но император отказал им и приказал покинуть его в течении трех дней.
Август всячески старался устранить возможных соперников — так, был убит его тезка, нотарий Иовиан, в пользу которого раздалось несколько голосов при выборах. Для упрочнения своего положения Иовиан предоставил выдающемуся полководцу того времени Малариху командование войсками в Галлии, однако тот отказался от предоставленной чести.
В то же время был отослан с частью армии вперед, к Тарсу, Прокопий — родственник Юлиана, с приказом похоронить последнего возле этого города (как распорядился сам Юлиан при жизни). После похорон Прокопий исчез, и объявился лишь после смерти Иовиана, попытавшись захватить власть (см. Восстание Прокопия).
Некоторое время Иовиан провел в Антиохии-на-Оронте, где решал религиозные вопросы. Жители города, по некоторым сообщениям, довольно неприветливо встретили нового императора — очевидно, из-за того, что Антиохия была всегда под угрозой нашествия персов, и потеря ключа к Востоку — Нисибиса — жителями воспринималась очень тревожно. На настроение жителей города повлияло, очевидно, и то, что Иовиан приказал (побуждаемый своей женой, как пишет Иоанн Антиохийский) сжечь языческий храм, выстроенный еще при Адриане, который Юлиан превратил в библиотеку. Неприязнь жителей города к Иовиану была так велика, что они, узнав впоследствии о его смерти, восстали и разорили поместья некоего Далиана, карьере которого весьма поспособствовал Иовиан. Впрочем, у антиохийцев редко складывались хорошие отношения с императорами: они конфликтовали до того и с Юлианом II, и с его братом Цезарем Галлом. Иовиан не долго задержался в Сирии, и поспешил на Запад, стремясь скорее оказаться в Константинополе. Миновав Тарс, в котором он демонстративно позаботился об украшении могилы Юлиана, император прибыл в каппадокийский город Тиану, где к нему прибыли некоторые из посланных им ранее на Запад гонцов. В частности, ему сообщили, что его тесть Луциллиан, после Медиолана поехавший в Германию, погиб в результате бунта в Ремах (совр. Реймс), который вызвал своими несвоевременными действиями (см. ниже). Сообщил Августу об этом Валентиниан, будущий император, сумевший спастись во время бунта. Помимо этих неприятных известий Иовиану также сообщили, что легионы в Галлии признали его.
Август двинулся дальше, и, прибыв в Анкиру, вступил в консульство вместе со своим малолетним сыном Варронианом, по поводу чего перед ним и всем двором была произнесена большая речь известным ритором Фемистием, в которой тот всячески превозносил нового Августа.
Законов, оставшихся от времени Иовиана, немного. Периодом его правления в кодексе Феодосия помечены 6 законов (из них три обозначаются как принадлежащие императору Юлиану, два - Валентиниану и Валенту), в кодексе Юстиниана - 1 закон, помеченный как принадлежащий Валентиниану и Валенту. При этом исследователи считают принадлежащим Иовиану закон, помеченный составителями кодекса Феодосия как его, но с датой 19 февраля 364 г. (то есть на два дня позже наиболее упоминаемой даты смерти). Наибольшее внимание современных исследователей привлекают законы, связанные с религиозной политикой императора.
Религиозная политика
Деятельность Иовиана в религиозных вопросах была довольно осторожной. Несмотря на свои явные симпатии к христианству, он не стал сразу же после прихода к власти предпринимать какие-то резкие действия в пользу этой религии. Более того, как сообщает Аммиан Марцеллин, свое правление он начал с того, что обратился к гаруспикам, которые провели гадание по внутренностям.
Как только Иовиан ступил на территорию империи, он
«прежде всего издал закон, которым возвещалось о возвращении епископов из ссылки и вместе повелевалось, чтобы церкви были отданы тем, которые неповрежденно сохраняли Никейскую веру».
Этим император фактически продолжил политику Юлиана, который еще ранее приказал вернуть из ссылок никейцев, чтобы противопоставить их арианам, занявшим доминирующие положение при Констанции II. Закон этот сохранился лишь в нарративных источниках. Сократ Схоластик сообщает, что по повелению императора «языческие капища в то же время все были закрыты, и сами язычники скрывались, где кому случилось», однако эта информация, очевидно, неточна, так как, например известные софисты-язычники Максим и Приск, бывшие друзьями и советниками Юлиана, оставались при дворе, а Фемистий в своей речи чуть позже восхвалял толерантную религиозную политику Августа. Очевидно, разрушения языческих храмов случались, но они носили неофициальный характер, предпринимаясь частными лицами с молчаливого согласия властей. Именно так, очевидно, объясняется посвященная Иовиану надпись с острова Корфу, в которой автор говорит, что разрушил языческий храм и воздвиг на его месте церковь. Эрмий Созомен, повествуя о пребывании Иовиана в Антиохии, рассказывает о том, что кроме восстановления всех привилегий и льгот, данных церквам Константином Великим и его сыновьями, Август также
«Секунду, имевшему должность преторианского префекта, дал общий закон, которым назначалась смертная казнь всякому, кто решится взять в брак посвященную Богу деву, или даже бесстыдно взглянуть на нее, либо похитить ее. Этот закон дан был потому, что в царствование Юлиана иные коварные люди с такими девами вступали в брачный союз и увлекали их к растлению либо насилием, либо убеждением, что обыкновенно бывает, когда вера пренебрегается и подвергается презрению, и когда постыдная страсть может отваживаться на это ненаказанно».
Этот закон дошел до нас в кодексе Феодосия, в котором, однако, он датируется 19 февраля 364 года (то есть на 2 позже после общепринятой даты смерти Иовиана) и приписывается Валентиниану и Валенту. В Антиохии-на-Оронте Августа осаждали стекавшиеся отовсюду представители различных христианских сект, надеявшиеся привлечь императора к своему толкованию христианской веры. Наибольшую активность проявлял Афанасий Александрийский — последовательный сторонник решений Никейского собора, тотчас после получения известий о смерти Юлиана вновь ставший епископом Александрии. Он, по разным сообщения, либо сам приехал в Антиохию, либо был вызван туда Иовианом для изложения вопросов веры. Афанасий написал довольно объемное послание Иовиану, в котором разъяснял основы никейской веры. Император, однако, проявил осторожность, не давая никому явного преимущества, но признав никейский символ веры. Там же, в Антиохии, как сообщает Феодорит, Август
«издал другой закон, которым повелевалось возвратить церквам количество съестных припасов, которое присвоил им Константин Великий, потому что Юлиан, начав борьбу с Богом и Спасителем нашим, лишил их и этого пособия. Но так как приключившийся за его нечестие голод не позволял тогда собрать установленных Константином взносов, то Иовиан приказал выдать (церквам) только третью часть, а полное количество хлеба обещал доставить им тогда, когда время голода пройдет».
Закон от 11 января 364 года (опять-таки приписанный Валентиниану и Валенту) был, очевидно, реакцией на школьное законодательства Юлиана (отстранившего христиан от преподавания в школах) и разрешал заниматься преподаванием всем, кто обладал соответствующими знаниями.
Наиболее дискуссионна принадлежность Иовиану закона, который помечен в кодексе Феодосия как изданный 4 февраля 364 года в Медиолане. Так как в феврале 364 г. в Медиолане не было никакого императора, одни исследователи изменяют место издания (при этом закон приписывается Иовиану), другие — датируют его 365 годом (в феврале 365 года Валентиниан как раз был в Медиолане, закон, соответственно, приписывается этому императору). Говорится в нем о возвращении государству всех земель, пожалованных или проданных языческим храмам предыдущими императорами.
В связи с восстановлением господствующего положения христианства был снова введен в обиход лабарум — буквы «Хи» и «Ро» (Христос), убранные Юлианом, вновь появились на военных штандартах, о чем свидетельствуют монеты (на которых, однако, он изображен не только с христианским лабарумом, но и с языческой богиней Викторией).
Смерть
Иовиан вступил в консульство 1 января 364 года. Однако консулом ему довелось побыть совсем недолго:
«Вскоре застал Иовиана предназначенный ему судьбой смертный час. Когда он прибыл в Дадастану, пограничный город между Вифинией и Галатией, его нашли ночью мертвым. По поводу его кончины возникло много сомнительных предположений. Рассказывали, что его убил ядовитый запах оставшийся после побелки комнаты, в которой он ночевал, что он погиб от угара, возникшего от слишком сильно дымившей жаровни, и, наконец, что вследствие чрезмерного обилия пищи он получил смертельное несварение желудка. Умер он на 33 году жизни».
Произошло это 17 февраля 364 г. Следствия по поводу его смерти не проводилось, что отдельно подчеркивает Аммиан Марцеллин. Наиболее распространена в источниках версия о естественной смерти императора, однако уже в древности появилась версия о его убийстве. Об этом прямо говорит Иоанн Златоуст, и довольно активно намекают Аммиан Марцеллин и Иоанн Антиохийский. По сообщению Евтропия, после смерти Иовиан, по старой римской традиции, был причислен к богам (хотя и являлся христианином).
Иовиан был похоронен в Константинополе в Церкви Апостолов. Тело его, вероятно, пробыло там вплоть до взятия города крестоносцами в 1204 году, когда церковь была разграблена и захоронения императоров вскрыты.
Семья
Варрониан — отец. Имел хорошую репутацию в армии, какое-то время был трибуном (командиром) легиона Иовиев — одного из двух, вместе с Геркулиями, элитных легионов римской армии (их названия пошли от официальных прозвищ их первых «шефов» — императоров Диоклетиана «Иовия» и Максимиана «Геркулия»), а также одним из начальников протекторов-доместиков — дворцовой гвардии. Незадолго до избрания Иовиана императором ушел в отставку (вероятно, в связи с антихристианской политикой Юлиана). Варрониан узнал о невероятном успехе своего сына, но повидаться с ним уже не успел, скончавшись от неизвестной причины.
Варрониан — сын. Был старшим (очевидно) сыном Иовиана. Август назначил его консулом вместе с собой. Малолетний Варрониан во время торжественной церемонии вступления в консульство «плакал, упорно отбивался от того, чтобы его сажали на курульное кресло во время проезда, как требовал того обычай». Впоследствии, вероятно, Иовиан хотел сделать сына соправителем, однако внезапная смерть отца перечеркнула все шансы Варрониана на пурпур. Впоследствии ему выкололи глаз, чтобы он не мог претендовать на престол. Возможно, он был еще жив в 380 году. О его дальнейшей судьбе ничего не известно.
Харито — жена. Имя жены Иовиана упоминает только Зонара. Харито была дочерью довольно влиятельного офицера Луциллиана. О ее жизни практически ничего неизвестно. Была матерью двоих детей Иовиана (первый — Варрониан, имя второго неизвестно). Возможно, была еще жива в 380 году. Харито была похоронена рядом со своим мужем в Константинополе в Церкви Апостолов.
Луциллиан — тесть. Занимал высокие должности при императоре Констанции II. в 350-м году Констанций II, отправившись на войну с узурпатором Магненцием оставил Луциллиана защищать Нисибис от атак Сапора II. В это время он находился в должности дукса Месопотамии (dux Mesopotamia) или, более вероятно, комита по военным делам (comes rei militaris). При Цезаре Галле был командиром гвардии (комитом доместиков, comes domesticorum), сопровождая того в его последнем путешествии на Запад. В 358 году, вместе с Прокопием, будущим узурпатором, был послан для переговоров с персами (одновременно выполняя, очевидно, и роль разведчика).
К моменту мятежа Юлиана Луциллиан командовал войсками в Иллирике в должности магистра конницы (magister equitum). Когда до него дошли слухи о выступлении Юлиана, он начал немедленно собирать войска, но Юлиан опередил его, послав Дагалайфа с легким отрядом в Сирмий — ставку Луциллиана. Там он был арестован, будучи застигнутым врасплох посреди ночи. Во время правления Юлиана проживал в качестве частного лица в Сирмии. После прихода к власти Иовиана был назначен магистром конницы и пехоты (magister equitum et peditum). Иовиан в письме приказал своему тестю отправиться в Медиолан, чтобы утвердить там спокойствие и принять меры в случае возникновения попыток государственного переворота. Из Медиолана Луциллиан направился в Ремы (совр. Реймс). Там, как пишет Аммиан,
«Предполагая… полное спокойствие населения, он потерял, как говорится, ориентацию и стал несвоевременно, пока не все еще было готово, преследовать по суду бывшего актуария по счетной части. Тот, зная за собой мошенничества и растраты, бежал к войскам и распустил басню, будто Юлиан еще жив и какой-то незначительный человек поднял восстание. Эта ложь вызвала в войсках сильные волнения, и солдаты убили Луциллиана…»
По происхождению Луциллиан, возможно, был паннонцем, как и его зять.
Итоги правления
Главным содержанием правления Флавия Иовиана было, во-первых, заключение мира с персами, а во-вторых, восстановление про-христианской государственной политики.
По миру с Сассанидами от Римской империи отторгались области с несколькими важными городами на востоке римской Месопотамии. Также римляне обязались не помогать Армении в ее борьбе против персов. Римско-персидская граница была установлена на довольно долгий срок, но в Армении соперничество вскоре возобновилось, и она была поделена между двумя империями.
В области религии были восстановлены все привилегии христианской церкви, полученные при Константине Великом и его сыновьях и отобранные Юлианом. Никакое течение в христианстве не было поддержано официально, однако император склонялся к никейскому символу веры. При этом императоре христианство окончательно заняло доминирующее положение в обществе, никогда больше его не уступая. Если Иовиан и его ближайшие преемники проводили довольно толерантную религиозную политику, не слишком ущемляя язычество, то в дальнейшем императоры стали действовать исключительно в интересах христианской церкви, всячески притесняя старую римскую религию.
За свое недолгое правление Флавий Клавдий Иовиан не успел сделать многого, однако основные направления его политики, очевидно, продолжил его преемник Валентиниан I.
Иовиан в исторической литературе
Наиболее полная информация по жизни и деятельности Иовиана содержится в «Деяниях» (труд более известен как «Римская история») Аммиана Марцеллина. Этот греческий историк знал будущего императора лично, участвуя с ним в персидском походе Юлиана II.
Из авторов-современников можно отметить Евтропия (автора «Бревиария», сокращённой истории Рима), который также участвовал в походе против Сасанидов, неизвестного автора «Извлечений о жизни и нравах римских императоров» (сочинение обычно приписывается Аврелию Виктору), Руфа Феста и Иеронима Стридонского. Довольно много внимания этому императору уделяют историки христианской церкви — как ортодоксальные (Феодорит Кирский, Сократ Схоластик, Созомен, Руфин Аквилейский), так и Филосторгий — автор единственной дошедшей до нас церковной истории, написанной с точки зрения арианства. Из более поздних историков об Иовиане писали Павел Орозий, Зосим (последний греко-римский языческий историк), Иоанн Антиохийский, Иоанн Малала, Зонара, Иоанн Лид, Феофан Византиец и некоторые другие.
Информация об Иовиане присутствует в позднеантичных публицистических произведениях, например, языческого ритора Либания и некоторых письмах и произведении Иоанна Златоуста (Ad viduam iuniorem). Самое объемное публицистическое произведение, посвященное Иовиану — речь оратора Фемистия (речь 5), произнесенная им по случаю вступления императора в консульство.
Из юридических источников наиболее важен Кодекс Феодосия. Некоторые законы, помеченные этим периодом, содержатся в Кодексе Юстиниана VI века.
Из эпиграфических памятников сохранилось несколько официальных надписей и определенное количество монет разной сохранности.

Википедия

 
Вести-пермь
Сегодня, 26.03.2019
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Скоро

   Календарь
133 события на 26.03.2019
 ПЕРСОНАЛИИ
     -Пермский край
          -Родились
 СОБЫТИЯ
     -Пермский край
 СОБЫТИЯ
     -Страны мира
 СОБЫТИЯ
     -Россия
 ПЕРСОНАЛИИ
     -Страны мира
          -Родились
 ПЕРСОНАЛИИ
     -Россия
          -Родились
 ПЕРСОНАЛИИ
     -Страны мира
          -Скончались
 ПЕРСОНАЛИИ
     -Россия
          -Скончались
 ПРАЗДНИКИ
     -Государственные
          -Страны мира
 ПРАЗДНИКИ
     -Именины





Доступные регионы: [РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ][Приволжский федеральный округ][Пермский край][Республика Башкортостан][Республика Марий Эл][Республика Мордовия][Республика Татарстан][Удмуртская Республика][Чувашская Республика][Кировская область][Нижегородская область][Оренбургская область][Пензенская область][Самарская область][Саратовская область][Ульяновская область][Центральный федеральный округ][Белгородская область][Брянская область][Владимирская область][Воронежская область][Ивановская область][Калужская область][Костромская область][Курская область][Липецкая область][Орловская область][Рязанская область][Смоленская область][Тамбовская область][Тверская область][Тульская область][Ярославская область][Южный федеральный округ][Республика Адыгея][Республика Калмыкия][Краснодарский край][Астраханская область][Волгоградская область][Ростовская область][Северо-Западный федеральный округ][Республика Карелия][Республика Коми][Архангельская область][Вологодская область][Калининградская область][Мурманская область][Новгородская область][Псковская область][Санкт-Петербург][Ненецкий АО][Дальневосточный федеральный округ][Республика Саха (Якутия)][Камчатский край][Приморский край][Хабаровский край][Амурская область][Магаданская область][Сахалинская область][Еврейская автономная область][Чукотский АО][Сибирский федеральный округ][Республика Алтай][Алтайский край][Республика Бурятия][Республика Тыва][Республика Хакасия][Забайкальский край][Красноярский край][Иркутская область][Кемеровская область][Новосибирская область][Омская область][Томская область][Уральский федеральный округ][Курганская область][Свердловская область][Тюменская область][Челябинская область][Ханты-Мансийский АО — Югра][Ямало-Ненецкий АО][Северо-Кавкаский федеральный округ][Республика Дагестан][Республика Ингушетия][Кабардино-Балкарская Республика][Карачаево-Черкесская Республика][Республика Северная Осетия — Алания][Чеченская Республика][Ставропольский край][АЗЕРБАЙДЖАН][АРМЕНИЯ][БЕЛАРУСЬ][ГРУЗИЯ][КАЗАХСТАН][КИРГИЗИЯ][ЛАТВИЯ][ЛИТВА][МОЛДОВА][ТАДЖИКИСТАН][УЗБЕКИСТАН][УКРАИНА][ЭСТОНИЯ]
[ 0.17 0.00 0.02 ] просмотров страниц сегодня: