Как разместить ссылки на новости вашего сайта в ленте новостей сайта «МедиаОфис»
РЕГИСТРАЦИЯ RSS


Возможности системы для зарегистрированных пользователей







Фавориты пермской прессы сегодня
РЕШЕТНИКОВ Максим | 14 | ЛАЗЕЙКИН Николай | 5 | РОНЗИН Андрей | 4 | ВЕТОШКИН Сергей | 3 | УХАНОВ Николай | 3 | САМОЙЛОВ Дмитрий | 3 | БЛАГОВ Николай | 2 | ДЕВЯТКИН Николай | 1 | КОЗЮКОВ Александр | 1 | ПЛЮСНИН Виктор | 1 |
| АДОНИС ООО | 8 | МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ПЕРМЬ | 2 | РОСТОК КЦХТУ | 1 | ПЕРМСКАЯ КРАЕВАЯ ФИЛАРМОНИЯ ГУК | 1 | ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМ. П.И. ЧАЙКОВСКОГО | 1 | ХОХЛОВКА АРХИТЕКТУРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ | 1 | ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ | 1 | МЕТАФРАКС ОАО | 1 | ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ | 1 | ПЕРМЭНЕРГО ОАО | 1 |
| КАРАГАЙСКИЙ РАЙОН | 59 | ГУБАХИНСКИЙ РАЙОН | 13 | ГРЕМЯЧИНСКИЙ РАЙОН | 10 | ВЕРЕЩАГИНСКИЙ РАЙОН | 7 | КИЗЕЛОВСКИЙ РАЙОН | 5 | ГОРОД БЕРЕЗНИКИ | 4 | ЧУСОВСКОЙ РАЙОН | 3 | ГОРНОЗАВОДСКИЙ РАЙОН | 2 | КРАСНОКАМСКИЙ РАЙОН | 2 | ДОБРЯНСКИЙ РАЙОН | 2 |


|
|
Моде́ст Петро́вич Му́соргский (1839—1881) — русский композитор, автор знаменитых опер на темы русской истории.
Биография
Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в имении родителей в селе Карево, Торопецкий уезд Псковской губернии. Его отец происходил из старинного дворянского рода Мусоргских, 30 колено от Рюрика. В 1856 Модест Петрович окончил курс в бывшей Школе гвардейских подпрапорщиков, недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.
Музыкальный кружок Балакирева оказал огромное влияние на артистическое развитие Мусоргского, выяснив ему его настоящее призвание и заставив обратить более серьёзное внимание на музыкальные занятия. Под руководством Балакирева Мусоргский читал оркестровые партитуры, знакомился с анализом музыкальных произведений и критической их оценкой.
Раньше Мусоргский учился игре на фортепиано у Герке и стал хорошим пианистом. Хотя пению М. и не учился, но обладал довольно красивым баритоном и был неплохим исполнителем вокальной музыки. Уже в 1852 г. фирмой Бернард в Санкт-Петербурге издана фортепианная пьеса М. В 1858 г. М. написал два «скерцо», из которых одно инструментовано им для оркестра и в 1860 г. исполнено в концерте русского музыкального общества, под управлением А. Г. Рубинштейна.
Вслед за тем М. написал несколько романсов и принялся за музыку к трагедии Софокла «Эдип»; последняя работа не была окончена, и только один хор из музыки к «Эдипу», исполненный в концерте К. Н. Лядова в 1861 г., издан в числе посмертных произведений Мусоргского. Для оперной обработки М. сначала выбрал роман Флобера «Саламбо», но вскоре оставил эту работу неоконченной, как и попытку написать музыку на сюжет «Женитьбы» Гоголя.
Известность М. принесла опера «Борис Годунов», поставленная на сцене Мариинского театра в СПб. в 1874 г. и сразу же признанная выдающимся произведением в некоторых музыкальных кружках. Это была уже вторая редакция оперы, значительно изменённая драматургически после того как репертуарный комитет театра забраковал её первую редакцию за «несценичность». В течение 10 последующих лет «Борис Годунов» был дан 15 раз и затем снят с репертуара. Только в конце ноября 1896 г. «Борис Годунов» снова увидел свет — но уже в редакции, переделанной Н. А. Римским-Корсаковым, который «исправил» и переинструментовал всего «Бориса Годунова» на своё усмотрение. В таком виде опера была поставлена на сцене Большой залы Музыкального общества (новое здание Консерватории) при участии членов «Общества музыкальных собраний». Фирма Бессель и К° в СПб. выпустила к этому времени новый клавир «Бориса Годунова», в предисловии к которому Римский-Корсаков объясняет, что причинами, побудившими его взяться за эту переделку, были якобы «плохая фактура» и «плохая оркестровка» авторской версии самого Мусоргского. В Москве «Борис Годунов» был поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888 г. В наше время возрождается интерес к авторским редакциям "Бориса Годунова".
В 1875 г. М. начал драматическую оперу («народную музыкальную драму») «Хованщина» (по плану В. В. Стасова), одновременно работая и над комической оперой на сюжет «Сорочинской ярмарки» Гоголя. Музыку и текст «Хованщины» М. почти успел закончить — но, за исключением двух фрагментов, опера не была инструментована; последнее было сделано Н. Римским-Корсаковым, который вместе с тем закончил «Хованщину» (опять-таки, с собственными переделками) и приспособил её для сцены. Фирма Бессель и К° издала партитуру оперы и клавир (1883 г.). «Хованщина» была исполнена на сцене СПб. музыкально-драматического кружка в 1886 г., под управлением С. Ю. Гольдштейна; на сцене Кононовского зала, в СПб., в 1893 г., частным оперным товариществом; у Сетова, в Киеве, в 1892 г. В 1960 г. великий советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович сделал свою редакцию оперы "Хованщина", в которой опера Мусоргского сейчас и ставится по всему миру.
Для «Сорочинской ярмарки» М. успел сочинить два первых акта, а также для третьего действия: Сон Парубка (где он использовал переделку своей симфонической фантазии "Ночь на Лысой горе", сделанную еще для неосуществленной коллективной работы - оперы-балета "Млада"), Думку Параси и Гопак. Оперу ставят в редакции выдающегося музыканта Виссариона Яковлевича Шебалина.
Мусоргский был человеком необычайно впечатлительным, увлекающимся, мягкосердечным и ранимым. При всей своей внешней уступчивости и податливости он был чрезвычайно твёрд во всём, что касалось его творческих убеждений. Пристрастие к алкоголю, сильно прогрессировавшее в последнее десятилетие жизни, приобрело разрушительный характер для здоровья М., его быта и интенсивности его творчества. Вследствие этого, после ряда неудач по службе и окончательного увольнения из министерства М. был вынужден жить случайными заработками и благодаря поддержке друзей.
Композитор скончался 16 (28) марта 1881 г. в военном госпитале, куда он был помещён после приступа белой горячки. Единственный прижизненный (и самый известный) портрет М. был написан Ильёй Репиным там же всего за несколько дней до смерти композитора.
Г. А. Лишин написал на кончину композитора торжественное стихотворение, в котором были такие строки:
Он звуками умел нарисовать
И дня рассвет, и мчащиеся тучи,
И ропот волн, и колокол могучий,
И гром войны, и мира благодать...
В честь Мусоргского назван кратер на Меркурии.
Творчество
Мусоргский — большой самобытный талант, и притом талант чисто русский; он принадлежит к группе музыкальных деятелей, стремившихся — с одной стороны — к оформленному реализму, с другой стороны — к красочному и поэтическому раскрытию слова, текста и настроений через музыку, гибко следующей за ними. Национальное мышление М., как композитора, сквозит и в уменье обращаться с народной песней, и в самом складе его музыки, в её мелодических, гармонических и ритмических особенностях, наконец — в выборе сюжетов, главным образом, из рус. жизни. М. — ненавистник рутины, для него в музыке не существует авторитетов; на правила музыкальной грамматики он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приемов прежних эпох. Всюду М. отдаётся своей пылкой фантазии, всюду стремится к новизне. Юмористическая музыка вообще удавалась М., и в этом жанре он разнообразен, остроумен и находчив; стоит только вспомнить его сказку про «Козла», историю долбящего латынь «Семинариста», влюбленного в поповскую дочь, «По грибы» (текст Мея), «Пирушку».
М. нечасто останавливается на «чистых» лирических темах, и они ему не всегда даются (самые лучшие его лирические романсы — «Ночь», на слова Пушкина, и «Еврейская мелодия», на слова Мея); зато широко проявляется творчество М. в тех случаях, когда он обращается к русской крестьянской жизни. Богатой колоритностью отмечены песни М.: «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки» (слова Некрасова), «Спи-усни, крестьянский сын» (из «Воеводы» Островского), «Гопак» (из «Гайдамаков» Шевченка), «Светик Савишна» и «Озорник» (обе последние — на слова самого М.) и мн. др.; Мусоргский весьма удачно нашёл здесь правдивое и глубоко-драматичное музыкальное выражение для той тяжелой, безысходной скорби, которая скрыта под внешним юмором текста песен.
Сильное впечатление производят выразительной декламацией песни «Сиротка» и «Забытый» (на сюжет известной картины В. В. Верещагина).
В такой тесной, казалось бы, области музыки, как «романсы и песни», М. сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, и вместе с тем применить новые своеобразные приемы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, под общим заглавием «Детская» (текст самого М.), в 4-х романсах под общим заглавием «Песни и пляски смерти» (1875—1877; слова гр. Голенищева-Кутузова; «Трепак» — картина замерзающего в лесу, в метель, подвыпившего крестьянина; «Колыбельная» рисует мать у постели умирающего ребенка; другие два: «Серенада» и «Полководец»; все весьма колоритны и драматичны), в «Царе Сауле» (для мужского голоса с аккомпанементом фортепиано; текст самого М.), в «Поражении Сеннахериба» (для хора с оркестром; слова Байрона), в «Иисусе Навине», удачно построенном на оригин. еврейских темах.
Специальность Мусоргского — музыка вокальная. Он образцовый декламатор, схватывающий малейшие изгибы слова; в своих произведениях он часто отводит широкое место монологически-речитативному складу изложения. Родственный Даргомыжскому по складу своего таланта, М. примыкает к нему и по взглядам своим на музыкальную драму, навеянным на него оперой Даргомыжского «Каменный гость». Однако, в отличие от Даргомыжского, в своих зрелых сочинениях Мусоргский преодолевает чистую «иллюстративность» пассивно следующей за текстом музыки, характерную для этой оперы.
«Борис Годунов» Мусоргского, написанный по одноименной драме Пушкина (а также под большим влиянием трактовки этого сюжета Карамзиным), — одно из лучших произведений мирового музыкального театра, чей музыкальный язык и драматургия принадлежат уже к новому жанру, складывавшемуся в XIX веке в самых разных странах — к жанру музыкально-сценической драмы, с одной стороны порывавшего со многими рутинными условностями тогдашнего традиционного оперного театра, с другой стороны стремившемуся к раскрытие драматического действия в первую очередь музыкальными средствами. При этом обе авторские редакции «Бориса Годунова» (1869 и 1874 гг.), значительно отличаясь друг от друга по драматургии, являются по сути двумя равноценными авторскими решениями одного и того же сюжета. Особенно новаторской для своего времени оказалась первая редакция (которая не ставилась на сцене вплоть до середины XX века), сильно отличавшаяся от господствовавших тогда рутинных оперных канонов. Именно поэтому в годы жизни Мусоргского господствовало мнение, что его «Борис Годунов» отличается «неудачным либретто», «многими шероховатостями и промахами».
Такого рода предрассудки во многом были характерны прежде всего для Римского-Корсакова, утверждавшего, что в инструментовке М. малоопытен, хотя она иногда не лишена колоритности и удачного разнообразия оркестровых красок. Такое мнение было характерно для советских учебников музыкальной литературы. В действительности же оркестровое письмо Мусоргского просто не укладывалось в ту канву, которая устраивала, в основном, Римского-Корсакова. Такое непонимание оркестрового мышления и стиля Мусоргского (к которому тот, действительно, пришёл практически самоучкой) объяснялось тем, что последний был разительно непохож на пышно-декоративную эстетику оркестрового изложения, характерную для второй половины XIX века — и, особенно, самого Римского-Корсакова. К сожалению, культивировавшееся им (и его последователями) убеждение о якобы «недостатках» музыкального стиля Мусоргского на долгое время — почти что на столетие вперёд — стали господствовать в академической традиции отечественной музыки.
Ещё в большей степени скептическое отношение коллег и современников коснулось следующей музыкальной драмы Мусоргского — оперы «Хованщина» на тему исторических событий в России конца XVII века (раскола и стрелецкого бунта), написанную М. на собственный сценарий и текст. Произведение это он писал с большими перерывами, и к моменту его смерти оно осталось неоконченным. (Среди существующих на сегодняшний день редакций оперы, выполненных другими композиторами, наиболее близкими к оригиналу можно считать оркестровку Шостаковича и завершение последнего действия оперы, сделанное Стравинским.) Необычен и замысел этого произведения, и его масштаб. По сравнению с «Борисом Годуновым» «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица (через которую раскрывается философская тематика власти, преступления, совести и возмездия), а уже своего рода «безличной» историософской драмой, в которой, в отсутствие ярко выраженного «центрального» персонажа (характерного для стандартной оперной драматургии того времени), раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе его традиционного исторического и жизненного уклада. Чтобы подчеркнуть эту жанровую особенность оперы «Хованщина», Мусоргский дал ей подзаголовок «народная музыкальная драма».
Обе музыкальные драмы Мусоргского завоевали относительно скорое мировое признание уже после смерти композитора, и по сей день во всём мире они относятся к самым часто исполняемым произведениям русской музыки. (Их международному успеху немало способствовало восхищённое отношение таких композиторов как Дебюсси, Равель, Стравинский — а также антерпренёрская деятельность Сергея Дягилева, который впервые за границей поставивил их уже в начале XX века в своих «Русских сезонах» в Париже.) В наше время большинство оперных театров мира стремятся ставить обе оперы Мусоргского в уртекстовых редакциях, максимально приближенных к авторским. При этом в разных театрах идут разные авторские редакции «Бориса Годунова» (либо первая, либо вторая).
К музыке в «законченных» формах (симфонической, камерной и т. п.) М. был мало склонен. Из оркестровых произведений М., кроме упомянутых уже, заслуживает внимания «Интермеццо» (сочинено в 1861 г., инструментовано в 1867 г.), построенное на теме, напоминающей музыку XVIII в., и изданное в числе посмертных произведений М., с инструментовкой Римского-Корсакова. Оркестровая фантазия «Ночь на Лысой горе» (материал которой впоследствии вошёл в оперу «Сорочинская ярмарка») также закончена и инструментована Н. Римским-Корсаковым и с большим успехом исполнена в 1886 г. в СПб.; это — ярко колоритная картина «шабаша духов тьмы» и «величания Чернобога».
Ещё одно выдающееся произведение Мусоргского — «Картинки с выставки», написанные для фортепиано в 1874 году, как музыкальные иллюстрации-эпизоды к акварелям В. А. Гартмана. Форма этого произведения — «сквозная» сюита-рондо со спаянными между собой разделами, где основная тема-рефрен («Promenade») выражает смену настроений при прогулке от одной картины к другой, а эпизодами между этой темы являются сами образы рассматриваемых картин. Это произведение не раз вдохновляло других композиторов на создание его оркестровых редакций, самая знаменитая из которой принадлежит Морису Равелю (одного из самых убеждённый почитателей Мусоргского).
В XIX веке произведения М. были изданы фирмой В. Бессель и К° в СПб.; многое было издано и в Лейпциге, фирмой М. П. Беляева (см. каталог её на 1895 г.). В XX веке начали появляться уртекстовые издания произведений М. в оригинальных версиях, основанные на тщательном изучении первоисточников. Пионером такой деятельности стал русский музыковед П. Я. Ламм, впервые издавший уртекстовые клавиры «Бориса Годунова», «Хованщины», авторские редакции всех вокальных и фортепианных сочинений М.
Произведения Мусоргского, во многом предвосхитившие новую эпоху, оказали громадное влияние на композиторов XX века. Отношение к музыкальной ткани как к выразительному расширению человеческой речи и колористическая природа её гармонического языка сыграла важную роль в формировании «импрессионистического» стиля К.Дебюсси и М.Равеля (по их собственному признанию!), стиль, драматургия и образность Мусоргского очень сильно повлияли на творчество Л.Яначка, И.Стравинского, Д.Шостаковича (характерно, что все они — композиторы славянской культуры), А.Берга (драматургия его оперы «Воццек» по принципу «сцена-фрагмент» очень близка к «Борису Годунову»), О.Мессиана и многих других.
Основные произведения
* «Борис Годунов» (1869, 2-я редакция 1872)
* «Хованщина» (1872-80, завершена Н. А. Римским-Корсаковым, 1883)
* «Калистрат»,
* «Сиротка»
* «Сорочинская ярмарка» (1874-80, окончена Ц. А. Кюи, 1916),
* фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874),
* вокальный цикл «Детская» (1872),
* вокальный цикл «Без солнца» (1874),
* цикл «Песни и пляски смерти» (1877)
Википедия |
|
|
|
|
Сегодня, 21.04.2018 |
|
Скоро |
|
|
|
Календарь
|
125 событий на 21.04.2018 | ПРАЗДНИКИ -Государственные -Страны мира
| | | СОБЫТИЯ -Страны мира
| - 753 до н. э. считается датой основания Рима Ромулом (со времён римского учёного Марка Теренция Варрона (Marcus Terentius Varro)).
- На побережье Мексики высадился испанский конкистадор Э. Кортес (Hernan Cortes). (1519, прошло 499 лет)
- Прошло заседание первого в Канаде суда присяжных. (1785, прошло 233 года)
- Принятие I Ватиканским собором «Догматической конституции католической веры». (1870, прошло 148 лет)
- Официальная дата начала Испано-американской войны (установлена Конгрессом США). (1898, прошло 120 лет)
- Американский исследователь Фредерик Кук (Frederick A. Cook) предпринял неудачную попытку достичь Северного полюса (смог достичь лишь 87 градусов сев. широты). (1908, прошло 110 лет)
- Провозглашено создание Армянской ССР. (1921, прошло 97 лет)
- Принят герб Украинской ССР. (1937, прошел 81 год)
- Женщины во Франции получили избирательное право (1944, прошло 74 года)
- В Чехии начался процесс против «буржуазных националистов», среди которых был будущий лидер КПЧ Густав Гусак (Gustáv Husák). (1954, прошло 64 года)
- Песня Элвиса Пресли (Elvis Presley) «Heartbreak Hotel» становится его первой песней, вышедшей на первое место музыкального чарта «Billboard magazine». (1956, прошло 62 года)
- Новой столицей Бразилии стал город Бразилиа, возведённый за четыре года по проекту архитектора Оскара Нимейра (Oscar Soares Filho Niemeyer). В этот день все три ветви власти республики одновременно были перенесены сюда из Рио-де-Жанейро. (1960, прошло 58 лет)
- Совместный концерт «The Beatles» и «Rolling Stones» в Ричмонде. (1963, прошло 55 лет)
- Начал транслироваться британский телевизионный канал BBC 2. (1964, прошло 54 года)
- За несколько дней до проведения всеобщих выборов в Греции полковник Георгиос Пападопулос (Georgios Papadopoulos, Γεώργιος Παπαδόπουλος) осуществляет военны (1967, прошел 51 год)
- Перед концертом в Альберт-холле Дженис Джоплин (Janis Joplin) познакомилась с Эриком Клэптоном (Eric Clapton). (1969, прошло 49 лет)
- Вьетнамская война: президент Южного Вьетнама Нгуен Ван Тхиеу спасается бегством из столицы страны — города Сайгон после того, как наступающие северовьетнамские войска захватывают последний укреплённый пункт на пути к столице Южного Вьетнама. (1975, прошло 43 года)
- В Киеве открылся театр драмы и комедии. (1979, прошло 39 лет)
- Однофунтовая монета опять заменена купюрами в Англии и Уэльсе. (1983, прошло 35 лет)
- В Пекине на площади Тяньаньмынь собирается около 100 тыс. студентов в связи с кончиной лидера китайских реформ Ху Яобана (Hu Yaobang). (1989, прошло 29 лет)
- В провинции Гуджарат недалеко от г. Барода (Индия) пассажирский поезд столкнулся с товарным составом. Десятки жертв. (2005, прошло 13 лет)
- Тегеран, Иран. В Тегеранском аэропорту «Мехрабад» совершил аварийную посадку самолёт «Боинг-707». Один человек погиб и десятки получили ранения. (2005, прошло 13 лет)
- В Ираке сбит транспортный вертолёт «MI-8». Все девять человек (три члена экипажа и шесть гражданских пассажиров), находившихся на его борту, погибли. Вертолёт, направлявшийся на север от Багдада, сбит реактивной гранатой. (2005, прошло 13 лет)
- Компания AMD начала поставки двухъядерных процессоров Opteron. (2005, прошло 13 лет)
- В Англии проходит коронация Вильгельма III Оранского и его супруги Марии II Стюарт. (1689, прошло 329 лет)
- Произошла битва под Сан Ясино, которая стала решающим моментом в Техасской революции. (1836, прошло 182 года)
| | СОБЫТИЯ -Россия
| - В Москве открылась Марфо-Мариинская обитель. (1910, прошло 108 лет)
- Советское правительство распустило Национальный парламент мусульман Внутренней России и Сибири (Милли меджлис). (1918, прошло 100 лет)
- Советское правительство Украины эвакуировалось из Таганрога в Москву. (1918, прошло 100 лет)
- Преобразование Чувашской автономной области в Чувашскую АССР. (1925, прошло 93 года)
- Образование Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики. (1926, прошло 92 года)
- Премьера «Анны Карениной» во МХАТе отмечается специальным сообщением ТАСС, как событие государственной важности. (1937, прошел 81 год)
- В Ленинграде открывается кинотеатр «Москва», первый трёхзальный кинотеатр в СССР. (1939, прошло 79 лет)
- После длительного перерыва вновь начинаются богослужения в Троице-Сергиевой Лавре. (1946, прошло 72 года)
- Создан Национальный Олимпийский комитет СССР (1951, прошло 67 лет)
- Вступление СССР в ЮНЕСКО. (1954, прошло 64 года)
- Организована научно-исследовательская станция «Северный полюс-5» под руководством Н. А. Волкова и А. Л. Соколова. (1955, прошло 63 года)
- Постановление Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию экономики и культуры народностей Севера». (1967, прошел 51 год)
- На Российском телевидении впервые вышла информационно-аналитическая программа «Зеркало» Николая Сванидзе. (1996, прошло 22 года)
- Госдума России ратифицировала договор о полном прекращении ядерных испытаний. (2000, прошло 18 лет)
- В рамках саммита министров иностранных дел стран НАТО, проходящего с 20 апреля в Вильнюсе, Россия и НАТО подписали Соглашение о статусе войск. (2005, прошло 13 лет)
- Николай II помолвлен с Александрой Федоровной, позже от нее у государя появилось пятеро детей. (1894, прошло 124 года)
- Подписание в Москве договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между СССР и Польшей. (1945, прошло 73 года)
| | ПЕРСОНАЛИИ -Страны мира -Родились
| - Ульрих фон Гуттен (Ulrich von Hutten) (ум. 1523), немецкий писатель, рыцарь, гуманист, идеолог рыцарства («Письма тёмных людей», «Разбойники», «Никто»). (1488, прошло 530 лет)
- Людовико Карраччи (Ludovico Carracci) (ум. 1619), итальянский художник («Мадонна и ребёнок»). (1555, прошло 463 года)
- Ян ван Рибеек (Jan van Riebeek) (ум. 1677), голландец, основавший Кейптаун. (1619, прошло 399 лет)
- Фридрих Вильгельм Август Фребель (Friedrich Wilhelm August Fröbel) (ум. 1852), немецкий педагог, создатель детских садов. (1782, прошло 236 лет)
- Шарлотта Бронте (Charlotte Bronte) (ум. 1855), английская писательница. (1816, прошло 202 года)
- Ипполит Тэн (Hippolyte Adolphe Taine) (ум. 1893), французский литературовед, философ, историк («Происхождение современной Франции», «История английской революции», «Философия искусства»). (1828, прошло 190 лет)
- Джеймс Стерли (James Starley) (ум. 1881), английский изобретатель велосипедов, основатель велосипедной индустрии. (1830, прошло 188 лет)
- Фредрик Байер (Fredrik Bajer) (ум. 1922), датский политик, пацифист, основатель Бюро Мира, лауреат Нобелевской премии. (1837, прошел 181 год)
- Вальтер Флемминг (Walther Flemming) (ум. 1905), немецкий анатом, основатель цитогенетики (науки, изучающей наследственный материал клетки. Он впервые наблюдал и описал поведение хромосом в клеточном ядре во время процесса деления. (1843, прошло 175 лет)
- Фридрих Карл Штумпф (Friedrich Carl Stumpf) (ум. 1936), немецкий философ и психолог, известный исследованиями по влиянию музыки на психику. (1848, прошло 170 лет)
- Оскар Хертвиг (Oskar Wilhelm August Hertwig) (ум. 1922), немецкий эмбриолог и цитолог, впервые установивший, что при оплодотворении происходит слияние ядер сперматозоида и яйцеклетки. (1849, прошло 169 лет)
- Макс Вебер (Max Weber) (ум. 1920), немецкий социолог, историк, экономист, юрист, основатель современной социологии. (1864, прошло 154 года)
- Эдвин Стэнтон Портер (Edwin Stanton Porter) (ум. 1941), американский режиссёр. (1869, прошло 149 лет)
- Перси Бриджмэн (ум. 1961), американский физик, математик, лауреат Нобелевской премии 1946 года «за изобретение прибора, позволяющего создавать сверхвысокие давления, и за открытия, сделанные в связи с этим в физике высоких давлений». (1882, прошло 136 лет)
- Хенри Лерман (Henry Lehrman) (ум. 1946), американский актёр австрийского происхождения, режиссёр и сценарист. (1886, прошло 132 года)
- Пауль Каррер ум. 1971), швейцарский химик. Известен работами по изучению структуры биологически активных веществ — алкалоидов, витаминов, каротиноидов. Нобелевский лауреат 1937 в области химии, совместно с Уолтером Хеуорсом. (1889, прошло 129 лет)
- Ролло Мэй (Rollo May) (ум. 1994), американский психолог, основатель экзистенциональной психотерапии. (1909, прошло 109 лет)
- Юрий Лысенко, украинский режиссёр. (1910, прошло 108 лет)
- Леонард Уоррен (Leonard Warren) (ум. 1960), американский оперный певец-баритон. (1911, прошло 107 лет)
- Марсель Камю (Marcel Camus) (ум. 1982), французский режиссёр и сценарист. (1912, прошло 106 лет)
- Манфред Лакс (Manfred Lachs) (ум. 1993), польский юрист, президент международного Гаагского трибунала. (1914, прошло 104 года)
- Энтони Куин (Anthony Rudolph Oxaca Quinn) (ум. 2001), американский актёр, обладатель двух «Оскаров». (1915, прошло 103 года)
- Алистер Маклин (Alistair (Stuart) MacLean) (ум. 1987), шотландский писатель, автор приключенческих романов. (1922, прошло 96 лет)
- Марчелло Вентури (Marcello Venturi), итальянский писатель. (1925, прошло 93 года)
- Елизавета II (Queen Elisabeth II, Elizabeth Alexandra Mary Windsor), королева Великобритании (с 1952года). (1926, прошло 92 года)
- Сильвана Мангано (Silvana Mangano) (ум. 1989), итальянская актриса. (1930, прошло 88 лет)
- Александр Муратов, украинский режиссёр и сценарист. (1935, прошло 83 года)
- Игги Поп (настоящее имя Джеймс Ньювелл Остерберг) (Iggy Pop — James Newell Osterberg), американский певец, гитарист, пианист, композитор, деятель контркультуры США, лидер группы The Stooges. (1947, прошел 71 год)
- Жан Батист Био, французский физик. (1774, прошло 244 года)
- Джеймс Стерли, английский изобретатель велосипедов, который считается основателем велосипедной индустрии в целом. (1830, прошло 188 лет)
- Карл Штумпф, немецкий философ и психолог, известный исследованиями по влиянию музыки на психику. (1848, прошло 170 лет)
| | ПЕРСОНАЛИИ -Россия -Родились
| - Екатерина II Великая, императрица всероссийская (1762—1796). (1729, прошло 289 лет)
- Иван Петрович Кулибин (ум. 1818), русский механик-самоучка, создатель прожектора, семафорного телеграфа, арочных мостов. (1735, прошло 283 года)
- Арина Родионовна Яковлева (ум. 1828), крепостная М. А. Ганнибал, няня А. С. Пушкина. (1758, прошло 260 лет)
- Борис Греков (ум. 1953), историк («Киевская Русь», «Крестьяне на Руси»). (1882, прошло 136 лет)
- Антонина Богданова (ум. 1983), актриса («Летят журавли», «Председатель»). (1904, прошло 114 лет)
- Николай Досталь (ум. 1959), российский режиссёр. (1909, прошло 109 лет)
- Ирина Блохина (ум. 1999), микробиолог, создавшая систему классификации бактерий. (1921, прошло 97 лет)
- Станислав Иосифович Ростоцкий (ум. 2001), советский кинорежиссёр («Доживём до понедельникаа», «А зори здесь тихие», «Белый Бим — Чёрное Ухо»). (1922, прошло 96 лет)
- Ирма Рауш, советская и российская актриса и кинорежиссёр (1938, прошло 80 лет)
- Михайловский Михаил Алексеевич, председатель Госсовета Чувашской Республики. (1947, прошел 71 год)
- Татьяна Александровна Бек, поэтесса. (1949, прошло 69 лет)
- Андрей Жигалов, актёр, профессиональный клоун. (1966, прошло 52 года)
| | ПЕРСОНАЛИИ -Страны мира -Скончались
| - Александра Римская, христианская святая, жена императора Диоклетиана (303, прошло 1715 лет)
- Анастасий I, патриарх Антиохийский (599, прошло 1419 лет)
- Папа Александр II. (1073, прошло 945 лет)
- Ансельм Кентерберийский, христианский теолог, средневековый философ (р. 1033). (1109, прошло 909 лет)
- Пьер Абеляр, французский философ-схоласт (р. 1079). (1142, прошло 876 лет)
- Пьетро делла Валле (Pietro della Valle), итальянский путешественник, исследователь Азии (р. 1586). (1652, прошло 366 лет)
- Жан Расин (Jean Racine), французский драматург (р. 1639). (1699, прошло 319 лет)
- Самуэль Слейтер (Samuel Slater) (р. 1768), американский бизнесмен, основатель текстильной индустрии США. (1835, прошло 183 года)
- Адальберт Крюгер, немецкий астроном. (1896, прошло 122 года)
- Марк Твен, американский писатель. (1910, прошло 108 лет)
- Манфред фон Рихтгофен (Manfred von Richthofen), немецкий лётчик-ас (р. 1892). (1918, прошло 100 лет)
- Элеонора Дузе (Eleonora Duse) (р. 1858), итальянская актриса. (1924, прошло 94 года)
- Лорд Джон Мейнард Кейнс (John Maynard Keynes) (р. 1883), английский экономист и политический деятель, основатель кейнсианства. (1946, прошло 72 года)
- Эдвард Виктор Эпплтон (Edward Victor Appleton) (р. 1892), британский физик, лауреат Нобелевской премии 1947 года «за исследования физики верхних слоёв атмосферы, в особенности за открытие так называемого слоя Эплтона». (1965, прошло 53 года)
- Франсуа Дювалье (известный также как «Папа Док»; Francois Duvalier), бессменный президент и диктатор Гаити с 1957 года до самой своей смерти (р. 1907). (1971, прошло 47 лет)
- Густав Бергманн (Gustav Bergmann), австрийский философ (р. 1906). (1987, прошел 31 год)
- Эдмонд Кеосаян (р. 1936), армянский кинорежиссёр («Неуловимые мстители», «Когда наступает сентябрь»). (1994, прошло 24 года)
- Жан-Франсуа Лиотар (Jean-François Lyotard), французский философ и теоретик литературы (р. 1924). (1998, прошло 20 лет)
- Луиджи Коменчини (Luigi Comencini) (р. 1916), итальянский кинорежиссёр («Невеста Бубе», «Игра в карты по-научному»). (2005, прошло 13 лет)
| | ПЕРСОНАЛИИ -Россия -Скончались
| - Павел Петрович Свиньин, русский писатель, издатель, журналист и редактор, художник, историк, географ, коллекционер (р. 1787). (1839, прошло 179 лет)
- Александр Семёнович Шишков, русский писатель, государственный деятель (р. 1754). (1841, прошло 177 лет)
- Ксенофонт Алексеевич Полевой, русский писатель, литературный критик, журналист, книгоиздатель (р. 1801). (1867, прошел 151 год)
- Иван Михайлович Касаткин, прозаик и поэт, расстрелян в НКВД (р. 1880). (1938, прошло 80 лет)
- Борис Пильняк (р. 1894), русский писатель («Повесть непогашенной луны», «Расплёснутое время»). (1938, прошло 80 лет)
- Иван Михайлович Губкин, основатель советской нефтяной геологии. (1939, прошло 79 лет)
- Зоя Михайловна Гайдай, певица (сопрано), народная артистка СССР (р. 1902). (1965, прошло 53 года)
- Владимир Кириллович (р. 1917), великий князь, претендент на российский престол. (1992, прошло 26 лет)
- Эдуард Аркадьевич Асадов (р. 1923), поэт-лирик. (2004, прошло 14 лет)
| | ПРАЗДНИКИ -Религиозные -Бахаи
| | | ПРАЗДНИКИ -Именины
| | | ПРАЗДНИКИ -Религиозные -Христианские -Православные
| | | ПЕРСОНАЛИИ -Пермский край -Родились
| |
|
|